Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
В рамках проекта «Новый взгляд» в школах Красноярска уроки физики и химии проводят студенты Сибирского федерального университета. Будущие биологи, физики, химики и программисты выиграли грант одного из российских негосударственных фондов.
Размер гранта составил 100 тысяч рублей, который молодые студенты разделили на две части: первую отвели на десять экспериментальных уроков, вторую - на организацию группы «экспериментальной науки», которая начнет работать после Нового года в стенах СФУ. Дважды в неделю все желающие ученики смогут посещать эти занятия.
И число школьников, желающих заниматься в данной группе, увеличивается после каждого урока, на котором студенты показывают различные опыты и эксперименты. Почти все ученики из класса, побывавшие на таких уроках, хором отвечают «Да» на вопрос, хотят ли они заниматься в группе "экспериментальной науки".
По мнению капитана команды экспериментаторов Иван Тимофеенко - студента четвертого курса Института космических и информационных технологий СФУ уроки физики, химии, биологии скучны ученикам, так как данные дисциплины не подкреплены практической частью.
- Уроки физики или химии не интересны ученикам, потому что не подкрепляются экспериментами, которые можно «пощупать», - говорит Иван. - Мы уже сделали семь выездов в школы, и видим, как загораются глаза ребят.
Сам Иван увлекся физикой на школьной скамье, благодаря тому, что их учитель показывал любопытные опыты.
По полу школьного класса стелется дым, раздаются оглушительные взрывы и разлетаются осколки... Нет, это не учебная тревога и не ночной кошмар школьного завхоза. Просто так теперь выглядят уроки физики и химии в школах Красноярска, которые проводят студенты. На глазах у изумленных семиклассников Иван Тимофеенко, Ксения Малышевская, Александр Меньшиков и Павел Панкин творят чудеса: жгут и морозят, создают мини-вулканы, устраивают портативные огненные взрывы и демонстрируют жидкость тверже кирпича.
Вот один из опытов «наглядной науки», который показывают студенты.
- Нужен доброволец, - говорит Иван Тимофеенко.
Из «леса рук» он выбирает девчушку поактивней и вручает ей за смелость розу.
- А теперь опускай сюда, - говорит он школьнице, указывая на тазик с азотом.
Через минуту пребывания в ледяном пару цветок извлекают.
- Бей об стол! - неожиданно приказывают циничные экспериментаторы, которым не жаль принести цветок в жертву науке. И роза рассыпается, как стекло, на глазах у изумленных ребят. Аплодисменты!
- Это настоящее шоу. Жаль, что его может увидеть только один из семи классов в параллели, - сожалеет учитель физики Виталий Беспалов. - У нас в школе проводить такие опыты нет возможности. Жидкий азот сегодня дорого стоит.
Желая окончательно повергнуть школяров в шок, студенты показывают жидкость, которая ведет себя как каменная твердь. Вещество на вид самое обычное - густая клейковина лениво плещется в пластиковом тазу. Ее нельзя пробить кулаком, а если опустить туда руку, то с трудом вытащишь. Все это на себе пробуют ребята.
- Это обыкновенный картофельный крахмал с водой. Два к одному, - раскрывают секрет студенты.
Николай Андреев, зав. лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института им. В.А. Стеклова РАН, лауреат премии Президента РФ пожелал студентам не останавливаться на достигнутом и всё время идут только вперед.
- За границей распространены интерактивные музеи науки, где молодежь может «поиграть» с наукой. В основном с физикой и химией. В России такие музеи только открываются. Очень хочется пожелать красноярским студентам, чтобы они не останавливались на уровне научных «фокусов». Примером тут может служить «Театр занимательной науки» Сергея Кириллова, где кроме экспериментов школьника «ведут» по конкретной теме: к концу представления он и удивительные опыты увидел, и тему освоил.